родителям

Консультация для родителей

Консультация

Маленькие дети не обладают способностью давать оценку движению транспорта по шуму

 

Об основных ошибках, допускаемых при обучении детей
основам безопасного поведения на дороге
«Красный – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи»
«Трамвай обходи спереди, а троллейбус – сзади»
«Дорога – не тропинка, дорога – не канава, сперва смотри налево,
потом смотри направо».
Родители сегодняшних школьников, наверное, помнят эти
утверждения еще из собственного детства. Нас учили именно таким
дорожным правилам, и когда-то считалось, что это правильно. Но –
с тех пор многое изменилось: в разы выросла автомобилизация и
интенсивность дорожного движения, обстановка на дорогах стала
несравнимо более жесткой, и то, что еще вчера считалось верным,
сегодня уже признано ошибочным, либо, более того, вообще
опасным.
Действительно, сегодня обучение школьников навыкам безопасного
поведения на дороге – важнейшая задача, и главная причина тому –
слишком большое количество дорожных трагедий, участниками
которых, что самое ужасное, становятся самые беззащитные – дети.
Во многих школах этому вопросу уделяется самое серьезное
внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной
безопасности в общеобразовательных учреждениях в нашей стране
крайне недостаточен. Не хватает методических материалов для
педагогов и учебных пособий для детей, а те, что есть, зачастую
морально устарели, поскольку были написаны еще в 70 – 80-ых
годах прошлого века, либо содержат неточности и некорректные
формулировки.
Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на наиболее
распространенных ошибках, которые допускаю педагоги и
родители, пытаясь объяснить детям, как правильно вести себя на
дороге.
Так, одна из основных ошибок – утверждение, что стоящий
безрельсовый транспорт (автобус, троллейбус) следует обходить
сзади, а рельсовый (трамвай) – спереди. Как показывает практика,
такая установка не только в корне неверна, но и опасна, поскольку
может привести к дорожно-транспортному происшествию.
В действительности, необходимо объяснить ребенку: при выходе из
любого маршрутного транспорта (будь то трамвай, троллейбус или
автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону
проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади. В этом
случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если
его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от
остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом
переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо
просматривается в обе стороны.
Еще одна из типичных ошибок возникает при объяснении детям
правил перехода проезжей части. Неверно объяснять школьникам,
что сначала следует посмотреть налево, а дойдя до середины
проезжей части – направо. Напротив, детям следует объяснить, что
транспортное средство может появиться неожиданно с любой
стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно
остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще
раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех
сторон, начинать переход через проезжую часть. При этом следует
постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по
возможности, не останавливаться посередине.
Также довольно часто неправильно объясняется значение желтого
сигнала светофора как предупреждающего («желтый – жди», или
«желтый – приготовиться»). В этом случае необходимо объяснить,
что желтый сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, и
только зеленый – разрешающим. Однако в реальных дорожных
условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует
безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые
меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все
машины остановились, и только тогда переходить проезжую часть
дороги.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осто­рожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:

  •  играй только в стороне от дороги;
  • переходи улицу там, где обозначены указатели перехо­да, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;
  • переходи улицу только шагом, не беги;
  • следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;
  •  посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;
  • не пересекай путь приближающемуся транспорту;
  • машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проез­жей части;
  • трамвай всегда обходи спереди;
  •  входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
  • не высовывайся из окна движущегося транспорта;
  •  выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
  •  не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
  • если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед  транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнима­тельность!

ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии  с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Методические рекомендации

   Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И единственным способом — своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1.Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2.Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3.Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

Пять основных правил безопасного поведения пешехода на дороге

  • Переходите проезжую часть в установленных местах: по пешеходному переходу или на  перекрестке по линии тротуаров, а при наличии  светофора или регулировщика только на разрешающий  сигнал или жест.
  •  Перед началом перехода остановитесь на тротуаре, посмотрите налево, потом направо, оцените расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, чтобы убедиться, что переход будет безопасным.
  •  При переходе проезжей части внимательно следите за обстановкой на дороге.
  •  Переходите проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Не выходите на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих обзор дороги.
  •  При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом необходимо воздержаться от перехода проезжей части, а находящимся на ней незамедлительно освободить проезжую часть, уступив дорогу этим транспортным средствам.
  • Помните! Безопасность на дороге во многом зависит от вас самих!

вернуться в раздел «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»